%@Language=VBScript%>
Преподавание Закона Божия в средних учебных заведениях Казани во второй половине XIX в.
А.В. Ермошин
В последнее время проявляется значительный интерес к традициям духовного образования, активно и всесторонне изучается история различных духовных учебных заведений. И вместе с тем, на наш взгляд, не уделяется достаточного внимания проблеме преподавания веро- и нравоучительных дисциплин в светских учебных заведениях. А ведь уроки Закона Божия являлись обязательной частью учебных программ и светских средних учебных заведений дореволюционной России. Не были исключением и казанские гимназии, училища, институты (являвшиеся средними учебными заведениями). В настоящем докладе мы хотели бы особо остановиться на рассмотрении второй половины XIX в. как времени, когда, с одной стороны, уже сложилась довольно широкая сеть средних учебных заведений в нашем городе и окончательно выкристаллизовалась общая схема преподавания в них Закона Божия, а с другой стороны, эта схема еще не претерпела глубоких изменений, которые произойдут с ней в начале ХХ в. (после изменения законодательства о культах в
Основным типом средних учебных заведений Министерства народного просвещения в указанный период были гимназии. В них в соответствии с Уставом
Собственно, под «Законом Божиим» подразумевается преподавание основ именно Православия, хотя, в соответствии с Уставом
К гимназистам православного вероисповедания предъявлялись и особые требования, которые в соответствии с «Правилами для учеников гимназий» сводятся к следующему: «1) Относительно религиозных обязанностей (для учеников Православной веры). §1. Ученики обязаны в воскресные и праздничные дни, а также и вечером накануне этих дней посещать общественное богослужение. §2. В храме <…> вести себя с подобающим святыне благоговением <…> §3. <…> ежегодно в Страстную седмицу бывать у исповеди и Св. Причастия <…>»6. И все же уроки Закона Божия представляются главнейшим средством религиозно-нравственного воспитания учащихся. Кто же занимался преподаванием данного предмета?
В соответствии все с тем же Уставом
Так как Закон Божий относился к главным предметам преподавания, демонстрация определенных знаний по нему требовалась от желающих поступить в то или иное среднее учебное заведение. Так, в соответствии с Уставом
Более конкретные требования можно найти в программах для поступления в те или иные учебные заведения. Например, поступающим в первый класс Казанской Мариинской женской гимназии требовалось знание с переводом на русский язык главнейших молитв: молитвы Господней; «Царю Небесный», «Богородице Дево», молитвы к Ангелу хранителю, «Спаси, Господи, люди Твоя», «Достойно есть», молитв утренних («К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав, прибегаю» и «От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице»), молитв на сон грядущим («Господи Боже наш, еже согреших во дни сем» и «Благаго Царя Благая Мати», «Взбранной Воеводе», «Да воскреснет Бог»), молитв перед учением и после учения, перед обедом и после обеда, «Верую, Господи, и исповедую», а также Символа веры в связи кратким рассказом о двунадесятых праздниках и 10 заповедей12.
А от желающих поступить в первый класс Казанского реального училища требовалось «знание наизусть следующих молитв: 1) Царю Небесный; 2) Отче наш; 3) Святый Боже; 4) Пресвятая Троице; 5) Спаси, Господи, люди Твоя; 6) Верую, Господи, и исповедую (перед Причащением); 7) перед учением и после учения; 8) утренняя: От сна востав; 9) перед обедом и после обеда; 10) Богородице Дево, радуйся; 11) Символ веры и 12) десять заповедей»13. Это требования 1886 года. Через 2 года знание этих «первоначальных» молитв будет требоваться уже от поступающих в приготовительный класс того же училища, а от желающих поступить в 1 класс помимо «главнейших» молитв будут требовать еще и знание «важнейших событий из Священной истории Ветхого и Нового Завета»14. Еще через 10 лет, т. е. в 1898 году, поступающим в приготовительный класс необходимо будет знать наизусть те же молитвы, что указаны выше (для первого класса в
Аналогичные требования предъявлялись и другими средними учебными заведениями Казани.
Здесь налицо фактическое отсутствие опоры на ранее изученный материал, ведь в средние учебные заведения поступали лица, уже получившие начальное образование (в церковно-приходской школе, начальном уездном училище, на дому и т.д. И основным компонентом этой начальной ступени образования также был Закон Божий. Так неужели все, что должны были за это время усвоить дети, сводилось к знанию наизусть десятка общеупотребительных молитв?.. Содержание учебных пособий по Закону Божию для начальной школы убеждает нас совершенно в обратном. И здесь, на наш взгляд, кроется одна из коренных проблем как преподавания Закона Божия, так и всей нашей отечественной школы дореволюционного периода: отсутствие четкой преемственности между ступенями образования. Такая непоследовательность наблюдается и в построении учебных курсов, составлявших в совокупности Закон Божий. Но прежде необходимо выяснить, сколько часов отводилось на изучение Закона Божия в каждом из классов среднего учебного заведения.
Устав
По-видимому, составители нового Устава нашли такое количество часов оптимальным, о чем дается в той же записке следующее пояснение: «Неоднократно выражаемо было мнение, что преподавание Закона Божия полезно было бы еще более усилить в гимназиях и с этою целью следовало бы, начиная с IV класса, назначить по 3 урока в неделю, а в высшем классе заниматься кроме повторения прежних уроков, чтением и толкованием святых отцов Восточной Церкви. Без сомнения, требование это основано на желании усилить религиозно-нравственный элемент в гимназическом воспитании. Но нравственно-религиозное направление юношества, – эта коренная и необходимая основа всякого истинного образования, – не может быть ни возбуждено, ни усилено одним увеличением числа уроков Закона Божия. В этом отношении школа может действовать благотворно только тем влиянием, какое производит на учащихся господствующий в ней дух, который один в состоянии оплодотворить преподавание. Религиозному обучению необходимо дать более интенсивную, чем экстенсивную силу. Если законоучитель сам будет проникнут духом христианской любви, если он сумеет приобрести нравственный авторитет в школе, если притом вся коллегия учителей будет глубоко проникнута религиозным чувством, то и при небольшом числе уроков Закона Божия в учениках разовьется истинное христианское благочестие. В противном случае, при отсутствии этих условий, большое число уроков Закона Божия нисколько не поможет делу и даже иногда может произвести более вреда, чем пользы. В высших классах гимназии преподаются Священная и церковная история: тут угрожает опасность, что слишком ревностный, но неопытный законоучитель, желая употребить с пользою предоставленные ему уроки, даст своему преподаванию критический характер, от чего могут произойти весьма опасные последствия, как это нередко случается в Германии. Толкование творений св. отцов Церкви в гимназии едва ли возможно, потому что оно требует таких обширных богословских, философских и исторических объяснений, которые не совсем доступны возрасту и развитию гимназистов. Вместо творений св. отцов Церкви, кажется, полезнее было бы обратить внимание на Евангелие и стараться основательно ознакомить с ним учеников, которые до сих пор, к сожалению, иногда выходили из гимназий недостаточно с ним ознакомившись»17.
Это обширное пояснение как бы дает понять, что ожидать в дальнейшем изменения количества уроков Закона Божия не следует, и созданное Уставом
Что же представлял собой гимназический курс Закона Божия, из каких компонентов он состоял? Для ответа на данный вопрос посмотрим, как распределялись учебные занятия по классам.
В соответствии с более конкретными, нежели Устав предписаниями гимназический курс Закона Божия выглядит следующим образом:
I класс: объяснение молитв «Царю Небесный», «Святый Боже», «Отче наш», «Богородице Дево», св. Ангелу хранителю, Символа веры, утренней и вечерней службы, перед учением и после учения, перед обедом и после обеда, а также Священная история Ветхого Завета, т. е., за исключением последнего пункта идет объяснение того, что дети уже должны были знать ко времени поступления в гимназию (см. требования к поступающим).
II класс: Священная история Нового Завета.
III класс: Катихизис до IX члена Символа веры; молитва Господня (разбор по 2-й части Катихизиса).
IV класс: Катихизис, начиная с IX члена Символа веры.
V класс: краткое учение о богослужении.
VI класс: история Церкви Вселенской и Отечественной.
VII класс: повторение пройденного в течение всего гимназического курса21.
Почти аналогичная схема построения курсов была и в женских гимназиях, и в институтах, и в частных средних учебных заведениях.
Вскоре министерским предписанием
Возможно, с позиции познавательных возможностей учащихся этот перенос и был оправдан, но вот с содержательной точки зрения это кажется весьма спорным: разве возможно осмысление сути православного богослужения (особенно Литургии) без предварительного знакомства и усвоения этих самых догматических истин?.. (Кстати, наиболее распространенный в настоящее время учебник по Закону Божию, составленный в
Мы не беремся рассуждать здесь о том, как было бы «правильнее» и «лучше» построить программу преподавания, но заметим, что вряд ли может быть методически оправдан трехгодичный разрыв между Новозаветной и церковной историей.
Изучение полного курса Закона Божия в средних учебных заведениях завершалось обязательным экзаменом по данному предмету, который представляется довольно сложным. К необходимости хранить в памяти большой объем информации и держать довольно продолжительный по времени устный ответ прибавим еще такую особенность экзаменационных испытаний в нашей дореволюционной школе, как их открытый характер. Так например, «на окончательных экзаменах по Закону Божию во Второй Казанской гимназии всегда присутствовали епархиальные Преосвященные или их викарии <…> Епархиальное начальство оставалось всегда довольным успехами учеников 2-й гимназии в Законе Божием»24. «Блестящие же успехи учениц Мариинской женской гимназии всецело засвидетельствованы <…> многими <…> высокопоставленными лицами <…> Первыми из этих свидетелей мы должны поставить архиепископов и епископов Казанских, ежегодно экзаменующих в VII классе из Закона Божия Православного исповедания. Так в 188Ѕ учебном году Преосвященный Павел, тогдашний викарий Казанской епархии, а в 188T! Высокопреосвященный Палладий и викарий его, Преосвященный Кирилл, сами вызывая учениц и экзаменуя со всею строгостью, какой требует важность предмета, не нашли возможным поставить менее 5-ти ни одной ученице! Таким образом, в выполнении коренной своей задачи обучения религиозным истинам, гимназия удостоилась высшей похвалы от самих блюстителей этих истин, местных иерархов»25.
Читая такие восторженные похвалы, трудно не задаться вопросом: почему же история убеждает нас в обратном? Почему в произведениях художественной литературы второй половины XIX – начала ХХ века мы нередко встречаем насмешливые упоминания об уроках Закона Божия? У этого есть целый ряд причин: и не всегда удовлетворительные методы преподавания, и указанная выше непоследовательность в построении учебных курсов, и многое другое.
Дореволюционная практика преподавания интересующего нас предмета основывалась на том незыблемом основании, что Закон Божий – первейший и главнейший предмет в школе. Но было ли это на самом деле так?
Один законоучитель начала ХХ века верно подметил, что еще со времен Екатерины Великой учебные предметы были разделены на образовательные и занимательные. Так вот Закон Божий (несмотря на свое первое место в официальных программах и учебных планах) был отнесен к сим последним наряду с уроками танцев, гимнастики и т.п. Да и преподаватели других предметов не очень-то считались с вероучительными истинами. Нередко ученику приходилось слышать на уроках Закона Божия одно, а на уроках естествознания или истории – совсем другое. И далеко не каждый ученик отдавал предпочтение вере… К тому же весь дух наших учебных заведений пореформенного периода был пропитан нигилизмом, надменным отношением к вере. Вот почему вчерашние отличники и отличницы по Закону Божию зачастую становились пропагандистами безбожия, а то и напрямую участвовали в осквернении храмов и святынь, которые их столько лет учили почитать. Да, безусловно, Закон Божий занимал в российской школе почетное место, но оно было скорее золотой клеткой (как и вообще место Православной Церкви в Российской империи). Талантливый законоучитель не всегда имел возможность «раскрыться» в полной мере, а часто мог и поплатиться за свою «реформаторскую» деятельность.
Лишь в начале ХХ века главенствующие лица как в Синоде, так и в Министерстве народного просвещения начинают осознавать всю серьезность сложившегося положения, только тогда усиливается поиск путей выхода из кризиса, разрабатываются новые методики, созываются съезды законоучителей. Но было уже поздно…
Примечания
2 Смирнов П. Исторический очерк Казанской Мариинской женской гимназии за двадцать пять лет ее существования (1859 – 1884 гг.; С прил. списка учившихся и учащихся) / Сост. П. Смирнов. – Казань, 1884. – С. 115.
3 Устав гимназий и прогимназий 1864. – СПб.: Тип. Рогальского, 1864. – С. 14.
5 Львов Д. Историческая записка о Казанской второй гимназии с 1876 по
6 Правила для учеников гимназий ведомства Министерства народного просвещения (Утвержд. г. министром нар. прос. 4-го мая 1874 года). – Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1896. –
7 Устав гимназий и прогимназий 1864. – СПБ.: Тип. Рогальского, 1864. – С. 9-10.
8 НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д.
10 Там же. С. 14.
11 Извлечение из правил об испытаниях учеников гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения (Утвержд. г. министром 12 марта
13 Казанское реальное училище: Правила и программы для поступления в Казанское реальное училище. – Казань, 1886. – С. 7.
14 Казанское реальное училище: Правила для поступления в Казанское реальное училище и программы для приготовительного и первого классов. – (Казань, 1888.) – С. 4.
15 Устав гимназий и прогимназий 1864. – СПб.: Тип. Рогальского, 1864. – С. 32.
16 Там же. Ч. 2. С. 29-30.
17 Там же. Ч. 2. С. 30-31.
21 Распределение учебных занятий по классам в Казанских гимназиях. – Казань: Универс. тип., 1871. – С. 2-3.
22 Львов Д. Историческая записка о Казанской второй гимназии с 1876 по
24 Гвоздев П. Историческая записка о Второй Казанской гимназии. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1876. – С. 184.
25 Смирнов П. Исторический очерк Казанской Мариинской женской гимназии за двадцать пять лет ее существования (1859 – 1884 гг.; С прил. списка учившихся и учащихся) / Сост. П. Смирнов. – Казань, 1884. – С. 130.